Главная Мнение эксперта Генеральный директор РУС Илья Пестриков: «Помогите нам помочь вам», или инструменты фандрейзинга
Генеральный директор РУС Илья Пестриков: «Помогите нам помочь вам», или инструменты фандрейзинга
29.03.2011 г.

Начав 20 лет назад с КВН и руководства студенческими сообществами, Илья Пестриков к настоящему моменту накопил колоссальный опыт управления как коммерческими, так и общественными организациями. Не секрет, что НКО имеют ряд отличительных особенностей перед предпринимательскими проектами, одно из которых - разнообразие источников финансирования, привлекаемых путем фандрейзинга. Опыт Ильи Пестрикова интересен общероссийским масштабом: в течение 14 лет он занимался привлечением средств для социальных и молодежных инициатив, поддерживаемых американским благотворительным фондом «Джойнт» и российским фондом «Гилель». 

 

   

«Фонд «Джойнт» занимается поддержкой общественных и благотворительных организаций, - объясняет Илья Пестриков. - Тема фандрейзинга - обеспечения ресурсами - всегда была очень актуальна. Фонд обеспечивает основу поддержки образовательных, культурных и социальных проектов в регионах, рассчитывая на привлечение недостающего бюджета силами партнеров, поддерживающих организацию. При этом мы давали им инструментарий, обучали. Многолетняя политика привела к тому, что общественные организации научились привлекать значительную долю своего бюджета из иных источников, снизив рискованную зависимость от одного крупного  иностранного донора (колебания валютных курсов, международный финансовый кризис и т.д.)».

Властный аргумент

Работа с органами власти - один из инструментов в фандрейзинге, который не сводится к  «просьбе» денег. Грамотная коммуникация и организация взаимовыгодного сотрудничества - вот ключевые моменты. Аргументами для власти в вопросе, почему она должна поддерживать ту или иную общественную организацию, могут быть создание рабочих мест, внедрение инновационных социальных проектов, привлечение финансирования, экспертная оценка и поддержка властных инициатив.

«Мы практиковали инновационную модель социальной поддержки населения.  В СНГ наш фонд впервые реализовал модель создания центров поддержки социально незащищенных слоев, - приводит пример Илья Пестриков. -  Кроме того,  привлечение зарубежного финансирования, в том числе валютного (в 90-е годы это было очень актуально, ведь мы, в основном, наблюдали отток финансов из страны), стало сильным аргументом для органов власти. К примеру, внешнеэкономический комитет областной администрации заинтересовался нашей деятельностью и предоставил на два года офисное помещение и площадку для деятельности».

Никто просто так не дает деньги, - не устают повторять специалисты по фандрейзингу.  Для чиновников - так же как и для бизнесменов, и общественников - важны стабильные партнерские взаимоотношения, неформальное общение, поддержка инициатив власти.

«Допустим, департамент разрабатывает стратегическую программу. НКО может помочь тем, что обратится к своим партнерам, работающим в этой отрасли с просьбой оказать экспертную поддержку. Или проводятся общественные слушания ? НКО обязаны быть в первых рядах. Власти всегда будут всерьез относиться к такой организации, которая не просто ходит и просит, а вполне профессионально работает», - резюмирует Илья Пестриков.

 

Пакет конкретных предложений ? это другой разговор

Если НКО изначально думает, что ей «все обязаны» только потому, что она некоммерческая, ее проекты обречены на неудачу. Любые организации, хоть государственные, хоть коммерческие, хотят иметь дело, прежде всего, с профессионалами, не просто субсидируя, а заключая выгодную сделку и выстраивая партнерские отношения. Общественные объединения могут многое предложить бизнесу. 

«Бизнес бывает разный - от градообразующих предприятий и до мелких «лавочников». Даже «ларечник» хочет быть заметным среди своих конкурентов. Для бизнеса общественные объединения могут привлекать целевую аудиторию, потенциальных клиентов, проводя совместные мероприятия,  - объясняет Илья Пестриков. - Выстраивание партнерских отношений с коммерческими организациями разного уровня - еще один важнейший аспект  фандрейзинга.

Вкладывая средства в НКО, уже имеющее поддержку власти, бизнес получает лояльное отношение к себе со стороны государственных структур. И в этом заключается уникальная социальная функция общественных организаций: НКО способствуют построению отношений между бизнесом и государством. Оказывая помощь при заключении сделок между предпринимателями, НКО, помимо расширения партнерской сети, получает и материальную выгоду. Здесь действует неписанный закон: НКО, которая предоставляет эффективную коммуникационную площадку, способствующую деловой активности, естественно, получает поддержку от довольных бизнесменов. Кроме того, как правило, лидеры НКО обладают стратегическим мышлением и могут оказывать профессиональные консалтинговые услуги своим коммерческим партнерам.

Однако миссия фандрейзинга не ограничивается только лишь выстраиванием подобных коммуникаций. Важен также содержательный вклад в развитие среды, значимой для сообщества. Если это сообщество территориальное, то важна связующая роль НКО для развития конкретной территории через синергию усилий бизнеса, муниципалитета и самих жителей. 

«В первой половине 90-х гг. в Тюмени мы организовывали массовые (от 1 000 зрителей) культурно-развлекательные и просветительские проекты: выставки, мероприятия для детей. На подобные проекты, важные для города или области, всегда удавалось найти и бюджетную поддержку (финансы, бесплатные площадки), и поддержку со стороны бизнеса. Например, под массовые резонансные проекты привлекали дружественных банкиров, коммерсантов. Отели давали скидку на размещение и питание концертных групп. Авиакомпании возили артистов со скидкой и даже бесплатно. Это все делалось за рекламу, за «причастность»: компания являлась спонсором значимого для города мероприятия. Некоторые проекты - такие, как городской фестиваль, - имели не только просветительский характер, но и коммерческий: билеты расходились по вполне рыночной стоимости. Таким образом, складывая деньги, выделенные городом и областью, бесплатные площадки, спонсорское участие бизнеса, а также средства от реализации билетов (участие самих горожан), мы получали вполне серьезный бюджет. Прибыль направлялась на социальные субсидируемые проекты, как и положено по закону и уставу НКО. В итоге мы могли заработанные в одном проекте средства тратить на субсидирование других - это важный момент». 

В 2000-х годах «сверху» начал активно внедряться термин «социальная ответственность бизнеса». По прошествии нескольких лет предприниматели осознали, что необязательно следовать государственной указке, есть и совершенно нормальные, рыночные механизмы реализации социальной ответственности.

«Бизнес понял, что потребитель при равном выборе придет в ту компанию, которая предоставляет качественные услуги или продает качественные товары, ведет ответственную кадровую политику и занимается поддержкой общественных инициатив, вкладывается в проекты, значимые для города, заботится об экологии или помогает детям и инвалидам. Но не все коммерческие структуры обладают достаточным профессионализмом для такой деятельности, поскольку «заточены» на ведение определенного бизнеса. Здесь и приходят на помощь НКО». 

 

Нет лучшего убеждения для потенциальных доноров, чем искренняя и абсолютно бескорыстная заинтересованность людей

Третья составляющая - это труд волонтеров, который играет ключевую роль в фандрейзинге. Причем не только из-за того, что волонтеру не надо платить деньги.

«Волонтеры - это люди, которые поддерживают организацию, разделяют ее ценности и миссию, следовательно, лучшего убеждения для потенциальных доноров, чем искренняя и абсолютно бескорыстная заинтересованность людей, нет, - уверен Илья Пестриков. - Волонтерская помощь особенно важна при работе с частными благотворителями. Поэтому важно, чтобы организация постоянно поддерживала связь с волонтерами, обеспечивала их лояльность к своей деятельности, оказывала внимание им лично (поздравления к празднику, забота о членах их семей). Мы активно привлекали в качестве волонтеров людей раннего пенсионного возраста, которые еще полны сил и энергии, но остались невостребованными. Так, например,  люди с педагогическим образованием занимались с детьми, организовывали их досуг в рамках наших социально ориентированных программ».

 

Построение некоммерческой сети

НКО + НКО ? еще один механизм фандрейзинга. Группа общественных организаций, объединенных в одну сеть, иначе воспринимается как представителями власти, так и бизнеса и получает новые возможности для своего развития.

«Предположим, некоему бизнесу неинтересно поддерживать пенсионеров. Но если объединение пенсионеров начнет взаимодействовать с детской социальной организацией, и пенсионеры с педагогическим образованием будут вести занятия с детьми по выходным дням, отпуская родителей на шопинг, то у бизнеса (если это, к примеру, супермаркет или торговый центр) могут существенно вырасти продажи. Это лишь условный пример, но по аналогии можно выстраивать множество общественных цепочек», - комментирует Илья Пестриков.

Межрегиональный нетворкинг - еще один дополнительный бонус для потенциальных партнеров общественной организации. 

«Партнеры или члены попечительского совета организации получают возможность наладить контакты с социально ответственными бизнесменами из других регионов. Это важно для них, поскольку у них появляются благонадежные партнеры в соседних областях»,  - акцентирует Илья Пестриков.

«Механизмов привлечения финансирования и поддержки для общественной деятельности  огромное количество, главное, изначально отбросить мысль о нехватке ресурсов», - считает Илья Николаевич. Подробнее об устойчивом развитии общественных  инициатив он расскажет на Всероссийской Школе общественных объединений. Не пропустите!

 

***********

Пестриков Илья Николаевич родился 23 июля 1970 года.  В 1994 году окончил Тюменскую государственную медицинскую академию. Помимо диплома врача, имеет диплом MBA (Государственный университет управления, Высшая школа бизнеса). Проходил повышение квалификации в ГУ-ВШЭ по специальности «Управление некоммерческой организацией».

Вести активную общественную деятельность начал с организации мероприятий в Тюменской области (1992 г.). Опыт по координации и управлению подобными проектами перенес в фонд «Джойнт» и возглавил региональный филиал фонда в Екатеринбурге. За 11 лет создал и развил сеть из 22 профессиональных благотворительных центров в регионах, увеличил охват клиентской базы, привлек крупных поставщиков благотворительной помощи и стратегических иностранных инвесторов.

В 2008 – 2010 годах  возглавлял  Фонд "Центр Гилель" (Москва), предоставляющий образовательные и досуговые услуги для студентов, а также  услуги образовательного туризма. Поскольку руководство фондом пришлось как раз на период кризиса, особенно острым стал вопрос финансирования. Илья Николаевич  внедрил в организации управление бюджетом и привлек альтернативные источники финансирования (партнерские программы, оказание платных услуг).

С 2010 года Илья Пестриков – исполнительный директор Бюро переводов и международных коммуникаций iTrex (Москва). С 2011 года – генеральный директор Российского Управленческого Сообщества (РУС).

 

 

 

 

Зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

« Пред.   След. »

Опрос

Интересно ли Вам on-line обучение по программе МВА. Стратегический менеджмент?

Авторизация

Сейчас Online

Нет посетителей в онлайн

Дни рождения

  • Суслова Альбина Сергеевна - ДР СЕГОДНЯ! (Амурская область)
  • Васин Василий - ДР СЕГОДНЯ! (Воронежская область)
  • Швец Максим Григорьевич - ДР СЕГОДНЯ! (Хабаровский край)
  • Швец Максим Григорьевич - ДР СЕГОДНЯ! (Хабаровский край)
  • Иванов Валерий Николаевич - ДР СЕГОДНЯ! (Смоленская область)
  • Кашин Алексей Викторович - ДР СЕГОДНЯ! (Ростовская область)
  • Буравлева Светлана Ивановна - ДР СЕГОДНЯ! (Воронежская область)
  • Муртузалиев Юнус Муртузалиевич - ДР завтра! (Республика Дагестан)
  • Сыровацский Олег Валериевич - ДР завтра! (Москва)
  • Антропов Владимир Николаевич - ДР завтра! (Забайкальский край)

Наши партнёры

Федеральный РЦ







Международные партнеры







Ресурсные центры РФ








Самарский Региональный Ресурсный центр




Периодика

Российский лидер

Календарь мероприятий

« Август 2012 > »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Бизнес-партнёры




Фотогалерея


V открытый Чемпионат Самарской области по управленческой борьбе 4


Закрытие семинара 9